Группа №8

Педсовет "Игровая деятельность как средство развития речи ребенка" 2017

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Школа №1373 ОДО 4»

 

 

Тема педсовета: «Использование эффективных педагогических технологий как средства развития речевых способностей дошкольников»

 

 

Выступление на тему: «Игровая деятельность как средство

развития речи ребенка»

 

 

воспитатели:  Грачева Г.В.,

Клокова Е.В.

 


2017г.


Игра занимает огромное место в жизни детей. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для развития речи. В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество, развивают речь. Посредством игровых зон, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Задачи: Владение речью как средством общения;

Обогащение словаря детей;

Развитие связной диалогической и монологической речи;

Развитие звуковой культуры речи

 

Обучение детей связной речи осуществляетсяв процессе следующих традиционных видах игровой деятельности:

Настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Подвижные игры;

Игры-драматизации.

 

Настольно-печатные игры: игры, направленные на развитие внимания, мышления, сообразительности; активизации словаря.

Главным фактором, влияющим на развитие речи детей является комментирующая речь, которой ребенок сопровождает свои

действия с  картинками.

Сюжетно – ролевые  игры – это очень хороший повод пообщаться… В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры.

Игра- это врождённая потребность ребенка. Большинство современных игр пришли из глубины веков, ведь еще наши прабабушки играли в жмурки, в лапту и в салки. Потребность в движении у детей была всегда, а сегодня, как никогда, она стоит очень остро.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе, а также для развития речи. Так хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями, а  используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки.

 

Но у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Игры на развитие мелкой моторики  в развития речи детей дошкольного возраста: Игры с песком; в воде,

Пальчиковые игры в воде;

Пальчиковые игры в воде;

Развитие речи детей с помощью конструктора «LEGO».

 

Хотелось бы подробней остановиться на том, какие игры для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике.

Игры с песком.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочных игр трудно переоценить.

Игры в воде.

Дети, с радостью играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. В ходе игр у детей появляется масса вопросов, ответы на которые помогают приобрести полезны большой багаж знаний. А игры с пальчиками в воде создают благоприятный эмоциональный фон, развивает у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, происходит обогащение словаря, при этом кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры с использованием нетрадиционных материалов

Ценность игр с  нетрадиционными материалами заключается в том, что используются они для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. В играх с нетрадиционным материалом нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.Также, такие игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с другими людьми, при котором ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

 

Развитие речи детей с помощью конструктора «LEGO»

Использование ЛЕГО способствует развитию связной речи. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности Так же действия с конструктором помогают обогащать словарь всеми частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др.).

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

В заключении хочется поделиться одним очень интересным психологическим исследованием, проделанным советскими психологами А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдовичем, они прослеживали историю двух близнецов, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Им говорили, что ножик это как будто веник, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3—5 лет охотно принимают новые значения предметов и легко совершают подобные игровые действия. Но наши близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором... Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры.

Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, и у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру.

Спасибо за внимание!

9 марта 2018 в 11:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.