Консультация для родителей<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
«Организация детского экспериментирования
в домашних условиях»
Детскоеэкспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человекохвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываетепредметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярнобываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоросостаришься». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – впервых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом,равнодушно относящимся к любым нововведениям.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:
1. Организуется исследовательская деятельность детей;
2. Создаются специальные проблемные ситуации;
3. Проводятся занятия;
4.В центре экспериментирования имеются материалы для проведения опытов: бумагаразных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальныеприборы (микроскопы, лупы и т.д), неструктурированные материалы
(песок,вода, камешки).
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого нетребуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторыенаучные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного освойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойныйэкстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда онаготовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования междуюными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску сводой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте водыпримерно на <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1,5 см.Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя большеводы. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно линабрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полнуюсвободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнкане оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа,необходимо обратится к справочной литературе.
Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробоватьсделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будетделать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешатьсинюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надосмешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решениявстающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения
опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению
эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающуюгармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните иположите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце ихорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое ивыложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обепорции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти нерастаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему жетогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло.И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперьзакономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобыне замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба невыпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!