Группа №8
Родительское собрание во 2 младшей группе на тему: Развитие речи в семье и детском саду
Задачи: 1. Выступление воспитателя «Развитие речи младших дошкольников» ( с показом презентации «Работа по развитию речи в детском саду») 2. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей. 3. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста. Форма проведения: семинар-практикум. Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками; - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? - Формирование звуковой культуры речи. - Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. - Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь на прогулку, мы можем: Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку. Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д. Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое. Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть. «Игра-путешествие по стране «Развитие речи» /На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями. / 1.Станция «Творческая». Подберите эпитеты к словам: - снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.), - человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.), - ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.), - дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.), - луна (яркая, растущая и т.д.). 2. Станция «Сказочная». Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. (Памятки – см. приложение). А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать: 1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … 2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! 3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! 4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! 5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она зам ной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности. 3. «Сказочная-2» Придумайте продолжение сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». 4.Станция «ловкие пальчики» Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. 1 этап: Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов. Большой – отвечает за голову; Указательный – желудок; Средний – печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце. 1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. 2)потереть ладони, похлопать. 2 этап: Пальчиковые игры (без предметов). «Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья». 5.Станция «Игровая». Игры для формирования звукопроизношения. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Речевая игра «Вьюга» Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают. Речевая игра «Насос» Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…». Чистоговорки: Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п») Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б») Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б») Жа - жа - жа, есть иголки у ежа Жу-жу-жу молоко дадим ежу Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки Итог родительского собрания: - родители задают вопросы на уточнение; - анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным. Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания. 3.Решение текущих вопросов. 4. Подведение итогов. Литература для подготовки к собранию: 1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1996. 3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду, М., «Вако», 2014. 4. Материалы интернета. Приложение Памятка для родителей «Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения» • Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. • Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова. • Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля. ПОМНИТЕ! Таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.
« Секреты успешного развития речи детей» 1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. 2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными. 3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно. 4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. 5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. 6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. 7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь. 8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух. 9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. 10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. 11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. 12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. 13. Играйте с ребёнком в разные игры. 23 марта 2018 в 10:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.