Группа №8

Семинар-практикум для воспитателей театральная деятельность, как фактор развития личности ребенка 2015.

Семинар-практикум для воспитателей театральная деятельность, как факторразвития личности ребенка.

Провела воспитатель: Клокова Е. В. 05. 04. 2015.

Театр– это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В современной педагогике накопленбольшой теоретический и практический опыт организации театральной - игровой деятельности в детском саду. Театром в дошкольном учреждении сейчасникого не удивишь. Зачем же вновь возвращаться к хорошо изученной теме?

Задача современного дошкольногообразовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанникине только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и людисамостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств,необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических нормповедения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Театрализованнаядеятельность в детском саду — возможность раскрытиятворческого потенциала ребенка,воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем миреинтересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, уних развиваются творческоевоображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованнаядеятельность является источником развития чувств, глубоких переживанийи открытий ребенка, приобщаетего к духовным ценностям. Театрализованныезанятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживатьразыгрываемые события. Таким образом, театрализованнаядеятельность – важнейшее средство развития личности ребенка.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствиемвключаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, даютсоветы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеютсяперсонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут наднеудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованныхиграх, детизнакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра –дело серьезное, но и веселое.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромнуюроль играет воспитатель.

Воспитатель эффективными способамивоздействует на детей, в котором проявляется принцип обучения: учить играя.Играя, мы общаемся с детьми на «их территории».

Театрализованнаядеятельность в детском саду – это прекраснаявозможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваютсяорганизаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются иосознаются непосредственныевзаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения инавыки.

В дошкольном возрасте впервыепроявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей,желание быть понятым и принятым ими.

Следует уделять первостепенное значениевзаимосвязи развития творчества уребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольногообразовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферыимеет важнейшее значение для развитияличности ребенка.

Классификация театрализованных игр.

Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок - артист, самостоятельносоздает образ с помощью комплекса средстввыразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственныедействия исполнения роли.

В игре - драматизации ребенок, исполняет какой - либо сюжет,сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служитканвой, в пределах которой развиваетсяимпровизация. Импровизация может касаться не только текста, но исценического действия.

Игры - драматизации могут исполнятьсябез зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываютсяв обычной театральной форме (сцена,занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетногозрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации:

1)игры - имитации образов животных,людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировкипроизведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

2)игры - импровизации с разыгрываниемсюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действияхисполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр – драматизаций.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибутыребенок надевает на пальцы. Он «играет»за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует однимили несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия,находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. Вэтих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме,за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно,используя старые игрушки.

В традиционной педагогике игры-драматизацииотносят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом,действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера,управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумываниисюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он используетразные средства вербальнойвыразительности. Преобладающими средствамивыражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена,поскольку ребенок действует снеподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит впереносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерскойработой в том, что ребенокпридумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все ролиили просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми:каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссеримпровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения,согласования замыслов и сюжетных действий.

Приведу примеры педагогических ситуаций,разрешаемых с помощью театральнойдеятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи«волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например,предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебныйритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки иосмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей ккакой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может,в этой миске испекли Колобок?») и т. д. «Затем спрашиваю, узнали ли онииз какой сказки эти вещи?».

2. Чтение и совместный анализ сказок.Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами,затем – выделяю героев с различнымичертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Дляэтого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало,которое позволяет видеть себя в различныемоменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрыванииперед ним различныхэмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки,передающих различные черты характера,с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивовдействий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительными дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболееярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием иобъяснением личностного смыслаизображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные иподвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановкунравственных задач в свободной деятельностидетей после занятия.

Если необходимо ввести проблемныеигровые ситуации, то театрализованныеигры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранивобразы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль вформировании личности ребенка.Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью,динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском садуобогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находятсвой воплощение в театрально - игровойдеятельности. Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра, актёра,педагога и реформатора театра К.С. Станиславского:

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

4 апреля 2018 в 21:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.