Группа №8
Консультация для родителей «Капризы и упрямство» 2018Консультация для родителей «Капризы иупрямство» 2018<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Клокова Е. В.
Грачева Г. В.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы,упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этойтемы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямстворассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: 1. Непослушанием, выражающемся внепослушании и озорстве 2. Детским негативизмом, т.е. непринятиемчего-либо без определённых причин. 3. Своеволием 4. Недисциплинированностью Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведенияразличаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастныхи индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные ичёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов иупрямства одинаковы, но об этом позже. УПРЯМСТВО – этопсихологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательнаяособенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональномпротиводействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорногонепослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы. выступаеткак психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял,что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит насвоём". Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры кего преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, можетпривести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Еслитакие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходятв хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация вомногом пересекается с вышесказанным. КАПРИЗЫ - этодействия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу ивсё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тожевыступают как форма самозащиты. Проявления капризов: вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы. внедовольстве, раздражительности, плаче. вдвигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве икапризности: 1. Период упрямства и капризностиначинается примерно с 18 месяцев. 2. Как правило, эта фаза заканчивается к3,5- 4 годам. Случайные приступы 3. упрямства в более старшем возрасте –тоже вещь вполне нормальная. 4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 годажизни. 5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. 6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. 7. В кризисный период приступы упрямства икапризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! 8. Если дети по достижению 4 лет всё ещёпродолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о" фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способахманипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результатсоглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка,нередко ради своего спокойствия. Что могут сделать родители для преодоления упрямства икапризности у детей: 1. Не предавайте большого значенияупрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь заребёнка. 2. Во время приступа оставайтесь рядом,дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либовнушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещёсильнее его возбуждают. 4. Будьте в поведении с ребёнкомнастойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. 5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взятьего за руку и увести. 6. Истеричность и капризность требуетзрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохаядевочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. 7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая уменя есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающиеманёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. 8. Исключите из арсенала грубый тон,резкость, стремление " сломить силой авторитета". 9. Спокойный тон общения, безраздражительности. 10. Уступки имеют место быть, если онипедагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе супрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями идетьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать,когда можно и нужно хвалить: 1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: достигнутоне своим трудом. неподлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). изжалости или желания понравиться. 2. НАДО ХВАЛИТЬ: запоступок, за свершившееся действие. начинатьсотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. оченьважно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. уметьхвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). Онаказаниях необходимо остановиться более подробно. 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: 1. ребёнок болен, испытывает недомоганиеили оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакциянепредсказуема. 2. когда ребёнок ест, сразу после сна и передсном. 3. во всех случаях, когда что-то неполучается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязатьшнурки). 4. после физической или душевной травмы (пример:ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват). 5. когда ребёнок не справился со страхом,невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался. 6. когда внутренние мотивы его поступка вамне понятны. 7. когда вы сами не в себе. 7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ: 1. наказание не должно вредить здоровью. 2. если есть сомнения, то лучше ненаказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок,или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания,т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя. 3. за 1 проступок – одно наказание (нельзяприпоминать старые грехи). 4. лучше не наказывать, чем наказывать сопозданием. 5. надо наказывать и вскоре прощать. 6. если ребёнок считает, что вынесправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что ипочему он наказан. 7. ребёнок не должен бояться наказания. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своёмсемейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всеговыше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработаннуюстратегию воспитания в вашей семье.
14 апреля 2018 в 22:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.