Группа №8

Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей. 2018

Консультации дляродителей<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Влияние родительскихустановок на развитие детей. 2018

Клокова Е. В.

Грачева Г. В.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоитиз двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание иподсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированноеотношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки ипсихологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль вэмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет,особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем иабсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнканепоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет невладеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоватьсяосознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательноотноситься к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться вповедении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другиепринципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньшеони усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и вблагоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения ичувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка,причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителейи окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку"Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, еслиребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям вреальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна испособствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают ине мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструментыпсихологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающеммире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколениеположительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки,сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, гдеважны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативныхродительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могутиметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, неслышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из нихтормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даётесвоим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесьтрансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатствои яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказавтак:

подумайтео последствиях

ивовремя исправьтесь

"Небудешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость,отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженностьстереотипному поведению.

Будьсобой, у каждого в жизни будут друзья!".

"Гореты моё!"

Чувствовины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,конфликты с родителями.

"Счастьеты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса,нытик, пискля!"

Сдерживаниеэмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даженезначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь,будет легче…".

"Вотдурашка, всё готов раздать…".

Низкаясамооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками,эгоизм.

"Молодец,что делишься с другими!".

"Нетвоего ума дело!".

Низкаясамооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость,отчуждённость, конфликты с родителями.

"Аты как думаешь?".

"Тысовсем, как твой папа (мама)…".

Трудностив общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватнаясамооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папау нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничегоне умеешь делать, неумейка!".

Неуверенностьв своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуйещё, у тебя обязательно получится!".

"Некричи так, оглохнешь!"

Скрытаяагрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей,конфликтность.

"Скажимне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха,грязнуля!".

Чувствовины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость в выборе друзей.

"Какприятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все оникапризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки идрачуны!" (девочке о мальчике).

Нарушенияв психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности ввыборе друга противоположного пола.

"Вселюди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебяк другому ребёнку!".

Чувствовины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение отродителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Яникогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь –узнаешь…!"

Недоверчивость,трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизньинтересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйдис глаз моих, встань в угол!"

Нарушениявзаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,озлобленность, агрессивность.

"Идико мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Неешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемыс излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятиесебя.

"Давайнемного оставим папе (маме) ит.д."

"Всевокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудностив общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемысверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"Насвете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ахты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольствосвоей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах ивозможностях.

"Какты мне нравишься!".

"Нельзяничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость,страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее,ты всё можешь сам!".

"Всегдаты не вовремя, подожди…".

Отчуждённость,скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай,я тебе помогу!"

"Никогоне бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствиесамоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности вобщении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держисебя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше.Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это оченьполезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может"всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональноеблагополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

PicExportError    Ясейчас занят(а)…

PicExportError    Посмотри,что ты натворил!!!

PicExportError    Каквсегда неправильно!

PicExportError    Когдаже ты научишься!

PicExportError    Сколькораз тебе можно повторять!

PicExportError    Тысведёшь меня с ума!

PicExportError    Чтобы ты без меня делал!

PicExportError    Вечноты во всё лезешь!

PicExportError    Уйдиот меня!

PicExportError    Встаньв угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознанииребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился отвас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

PicExportError    Тысамый любимый!

PicExportError    Тыочень многое можешь!

PicExportError    Чтобы мы без тебя делали?!

PicExportError    Идико мне!

PicExportError    Садисьс нами…!

PicExportError    Япомогу тебе…

PicExportError    Ярадуюсь твоим успехам!

PicExportError    Чтобы не случилось, наш дом – наша крепость.

PicExportError    Расскажимне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку статьздоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсене нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Самребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка наасфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделеныогромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им бытьактивными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детейзависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать идогадываться!

 

 

 

14 апреля 2018 в 23:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.