Группа №8

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и крупной моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста «Развивай-ка!»

Автор: Клокова Екатерина Владиславовна

Воспитатель ГБОУ Школа № 1373

Департамент образования  города  Москвы

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»

Программа

дополнительного образования

 по развитию мелкой  и крупной моторики 

у детей младшего  и среднего дошкольного возраста 

«Развивай-ка!»

Составитель:

 Воспитатель: Клокова Е. В.

 г. Москва

1.Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

Актуальность проблемы.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

 Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

 Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 4 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании у дошкольников умений общей и мелкой моторики. Указали на то, что уровень развития общей и мелкой моторики у детей отстаёт от требований общества. Изучение собственного опыта и работы детского сада позволило выявить ряд неразрешённых противоречий между:

  научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОУ; требованиями школы и социума к развитию общей и мелкой моторики и отсутствием целенаправленной и систематической работы по данной проблеме в ДОУ; возможностями технологий развития крупной и мелкой моторики и узостью их использования; возможностями развивающей и обучающей среды и недостаточностью её развития; повышением требований к роли семьи в разрешении названой проблемы и проявлением низкого уровня самосознание родителей по отношению к ней; необходимостью повышения двигательной активности детей и использованием недостаточного количества подвижных игр в течение дня.

Таким образом, названные противоречия определили проблему: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста; необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные методы и приёмы; отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка. Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гормонального развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Отличительная особенность и новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

данная программа направлена на решение задачи развития у детей мелкой и крупной моторики и подготовки руки к письму; содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей в основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения; в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от двух до семи лет; образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики ( включение детей в занятия в состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия; формирование у родителей осознанного отношения к развитию общей и мелкой моторики детей в возрасте от 2 до 7 лет) Сконструирован диагностический комплекс позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В практический раздел включает развивающие занятия для детей в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.

Цель: Создать условия для развития речи и формирования у детей от 2 до 4 лет внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей через укрепление мелкой и крупной моторики, развитие координации движений.

   Задачи:

 Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений; Способствовать развитию у детей мелкой и крупной моторики; Развить умение планировать и выполнять игровые и практические действия; Развить умение взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои действия с движениями партнёраРазвивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).Активизировать словарь детей.Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Отличительные особенности данной программы:

Программа «Развивай-ка!» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия  отличаются  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой и крупной моторики. 

Формы и режим занятий:

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

 Содержательная часть:

Данная программа делится на 2 блока:

1 блок – развитие мелкой моторики ;2 блок-развитие общей моторики.

Направленность кружковой работы:

Программа «Развивай-ка!» включает в себя следующие разделы

пальчиковая гимнастикарисуночные заданияработа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на песке, выкладывание мозаики,), работа с мелкими предметами: нанизывание бус, пуговиц; расстёгивание и застёгивание пуговиц; наматывание и разматывание нитки на катушку; откручивание и закручивание крышек; завязывание узелков, плетение косичек из ниток.работа по ручному труду (оригами, аппликация, конструирование)работа со шнурками, рукоделиерисование разными материаламимоделирование (счетные палочки, спички, трубочки)лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом. Регулярное также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики , направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,  кисточку,  на закрепление правильного расположения руки во время рисования, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания» задания помогут  улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память,  мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности,  совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

Результатом работы  данного кружка должно стать: 

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;овладение разными видами трудовой деятельности;умение создавать художественный образ своего изделия;овладение приемами работы с разными инструментами;умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты :

К концу первого года занятий в кружке дети должны знать: 

некоторые виды бумаги;свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);несколько разных способов нанесения краски;основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);основные правила склеивания;понятие «конструктор»; «мозаика»;некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь: 

правильно держать кисть, карандаш;пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;работать с трафаретами;заштриховывать предметы двумя способами;застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

К концу второго года занятий в кружке дети должны знать: 

виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);понятие “оригами”, “шаблон”;виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);основные правила склеивания;

должны уметь: 

применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;работать с трафаретами;изготавливать детали по шаблону;изготавливать поделку, сочетая несколько приемов лепки;задумывать самостоятельно сюжет небольшой композиции, рисунка;завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

К концу третьего года занятий в кружке дети должны знать: 

виды штриховки (простая и комбинированная);геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб);несколько способов ритмического выкладывания предметов на плоскости;названия геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб, призма);знать особенности некоторых изобразительных материалов (акварель, гуашь, пастель, карандаши, фломастеры);

должны уметь: 

изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу и по памяти;пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;выполнять несложные узоры по мотивам декоративно– прикладного искусства;в лепке передавать особенности изображаемого предмета(пропорции, формы, движения);выполнять шнуровку разными способами;вырезать симметричные детали;работать с мнемотаблицами (составлять описательные рассказы по таблицам)

К концу четвертого года занятий в кружке дети должны знать: 

виды штриховки (простая и комбинированная);виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;названия жанров изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет и др.);виды декоративно – прикладного искусства(шелкография, витраж, мозаика, барельеф идр.);виды некоторых русских народных промыслов (Хохлома, городецкая роспись, дымка и др.)

должны уметь: 

создавать изображеня предметов по представлению, с натуры;задумывать и создавать сюжетные изображения и композиции (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений );задумывать и создавать небольшие коллективные композиции;пользоваться ножницами, вырезать  детали по контуру;плести косички из ниток;выполнять шнуровку разными способами;вырезать симметричные детали;работать с мнемотаблицами (составлять рассказы по таблицам и наоборот);анализировать свою работу.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы:

В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и  итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы;  выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы: 

пальчиковая гимнастикарисуночные задания, графические диктантыработа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)работа со шнурками, рукоделие, шитьерисованиемоделирование (счетные палочки, спички, трубочки)лепка, изготовление поделок из различных материалов.

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН – ПРЕСС”, 2004.
  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. – М.: “Карапуз”, 2008.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
26 января 2024 в 09:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.