Группа №8
Дополнительная образовательная программа кружка «Страна Фантазия»ГБОУ Школа № 1373 Дополнительная образовательная программа кружка «Страна Фантазия» Возраст детей: 5-6лет Срок реализации программы:1 год Уровень: базовый Составила воспитатель: Клокова Е.В. I. Целевой раздел Введение Настоящая дополнительная образовательная программа кружка «Страна Фантазия» (далее ДОП) разработана в целях оказания дополнительной, образовательной услуги детям 5-6 лет. ДОП кружка «Страна Фантазия» направлена на развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей.
1. Пояснительная записка
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Продуктивная деятельность для детей – способ познания окружающего мира, развивает эстетические чувства, творческие способности и создает условия для отражения действительности, является одним из средств познания окружающего мира. Приоритетным направлением ДОП является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с другими образовательными областями «Социально-комунникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». ДОП кружка «Страна Фантазия» поможет реализовать ребенку себя в творчестве, а педагогу создать условия для социализации, индивидуализации и формирования предпосылок к успешному обучению в школе. В кружке «Страна Фантазия» основной материал работы с детьми – это глина, соленое тесто. Работа с глиной, соленым тестом, помогает ребенку видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируя работу обеих рук. Скульптор И.Я. Гинцбург тонко подметил, что лепка в семье изобразительных искусств играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». 1.1. Направленность ДОП ДОП кружка «Страна Фантазия» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», т.к ориентирована на развитие художественных, творческих способностей детей в сфере свободного времени. В основе обучения – индивидуальный подход, мотивация и интерес детей к продуктивной деятельности. Курс обучения – 1 год, включает в себя теорию, практику и индивидуально-творческую деятельность. В основе ДОП кружка «Страна Фантазия» - проблемное, развивающее обучение, создание условий для формирования у детей потребности в познании окружающего мира, разработанной для всестороннего развития личности ребенка, его творческих способностей, чувство удовлетворенности и уверенности в себе. В данной ДОП кружка «Страна Фантазия» учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы: 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН 1990. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: Режим доступа: pravo.gov.ru.. 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673) 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). 7. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638) 8. Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу). 10. Навигатор образовательных программ дошкольного образования (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://Navigator.firo.ru. 11.Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) 12.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева. 13.Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы МРТР
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна ДОП кружка «Страна Фантазия», где главная деятельность – лепка, включает элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техники лепки, создает условия для развития познавательных и психических процессов. Глина - наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное напряжение, обладает целебными свойствами. Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Полученный практический и познавательный опыт в ходе лепки дети применяют в самостоятельной деятельности, а самостоятельная деятельность развивает у детей уверенность, графомоторные навыки, что готовит руку технике письма. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности в лепке дает детям удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем вобразе. Актуальность Лепка – это особая исследовательская деятельность, которая требует тончайшего анализа и синтеза свойств предмета. Дети не могут самостоятельно овладеть анализом и синтезом, им нужна помощь взрослого, который научит его обобщенной системе обследования предмета, подробно познакомит с сенсорными эталонами. Овладение техническими навыками, последовательностью операций при лепке предметов и ее способами позволит детям самореализоваться.
Педагогическая целесообразность Общеизвестно: основы культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Лепка не только средство художественно-эстетического развития, но и основа сенсорного развития, так как дети, занимаясь лепкой, через обследование – осязание, зрение, движение приобретают исследовательские умения, чувственный опыт, навыки работы двумя руками, у них развивается скоординированность движений, глазомер, пространственное мышление. Лепка, как дополнительная образовательная услуга, дает возможность детям углубленно изучать окружающий мир: творя руками, думая головой, получая радость от труда. 1.3 Цель и задачи, принципы ДОП Цель: проектирование системы образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в продуктивной деятельности. Задачи: 1. Создание условий для участия в ООД по лепке совместно с взрослым и самостоятельно. 2. Развитие технических навыков: раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, смазывание. 3. Воспитание умения работать в коллективе и видеть рост своих достижений, быть успешным в дальнейшем.
1.4. Отличительные особенности ДОПот уже существующих образовательных программ
Отличительные особенности ДОП
ДОП, цель которой художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Отличие ДОП, это углубленная систематическая работа по приобретению обучающимися художественно-эстетических и творческих способностей, технических навыков и овладению технологией обследования предметов: целостное восприятие (анализ), расчленение на части (синтез), систематизация, обобщение, что является основой развития мыслительных, познавательных и психических процессов.
Принципы ДОП
Принцип доступности: - учёт возраста, индивидуальных особенностей; - индивидуализация образования; - отсутствие принуждения.
Принцип последовательности: - от простого к сложному, от близкого к далекому; - переход от малых успехов к большим. Принцип научности: - овладение терминологией, поддержка творческой атмосферы, реальных чувств детей. Принцип наглядности: - использование образцов, наглядных пособий.
Принцип развивающего обучения: - обучение опережает развитие (зона ближайшего развития); - взаимосвязь игровой и продуктивной деятельности. Принцип успешности: - формирование позитивного «Я» и познание себя, как уникальной составляющей окружающего мира. Соблюдение принципов создает благоприятные условия для развития наглядно-образного мышления, произвольной памяти, воли, воображения, речи, позволяет каждому обучающемуся получать дополнительную образовательную услугу в системе, без принуждения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП
ДОП кружка «Страна Фантазия» рассчитана для детей: 5-6 лет. ООД проводится 1 раза в неделю по 25 минут, количество детей 27. Список детей согласуется с родителями (законными представителями) и отражается в Программе «Навигатор» образовательных программ дошкольного образования (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://Navigator.firo.ru. 1.6. Сроки и этапы реализации ДОП
Сроки: ДОП художественной направленности «Страна Фантазия» рассчитана на один год с 01 октября по 30 апреля Срок реализации: один год. Всего ООД: 28 занятий в год (12,5часов)
Этапы реализации ДОП Подготовительный этап (педагогическая деятельность): - подбор, изучение и анализ учебных пособий; - подбор материала и приобретение глины; - составление перспективного учебно-тематического плана; - выявление интереса детей к творческой деятельности; - формирование списка детей по согласованию с родителями; - составление расписания и согласование с администрацией ДОУ; - ознакомление родителей с содержанием ДОП. Основной этап: - подробное ознакомление с глиной, соленым тестом, особенностями, правилами пользования и техникой безопасности; - создание условий для мотивации детей к предстоящей деятельности через использование различных методических приемов; - продуктивная деятельность детей. Заключительный этап: Рефлексия (отражение детьми роста своих достижений
1.7. Формы и режим ДОП кружка «Страна Фантазия»
Формы: - групповая; - подгрупповая; - индивидуальная.
Режим кружка для одной подгруппы
1.8. Планируемые результаты и способы определения их результативности Результатом реализации ДОП является развитие художественно-эстетических и творческих способностей детей 5-6 лет через освоение способов, приемов лепки, таких как, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, смазывание предмета. Анализируя, расчленяя предмет на части, т.е. обследуя его дети учатся планировать, видеть результат, а это основа развития исследовательских умений.
1.9. Формы подведения итогов реализации ДОП Представление опыта реализации ДОП «Творческая мастерская» на итоговом педагогическом совете, ежеквартальная выставка работ в фойе детского сада и составление группового, совместно с родителями, проекта «Я скульптор»
II. Содержательный раздел 1. Учебный план и график ДОП
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
2. Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
Диагностический инструментарий. По мере усвоения программы, в процессе педагогической диагностики приобретённых навыков и умений (в пределах изученных тем), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности детей. Начальные знания и умения детей, полученные в результате обучения, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к искусству. Педагогическая диагностика проводится на начало и конец учебного года. При проверке уровня подготовки детей используются варианты заданий. В ходе педагогической диагностики выявляются: - Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме. -Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. -Учатся рисовать различными материалами. -Используют в работе разные дополнительные материалы: (семена, серпантин, бросовый материал и т.д.). -Развивать навыки по составлению сюжетов. -Дети учатся цветоведенью. -Экспериментируют. -Развивается связная речь. -Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу. Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний», «высокий».
Критерии оценки основных параметров педагогических наблюдений. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие задачи: - ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - осуществляет творческий подход к каждой работе; - владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; - проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. Владеет приемами работы с различными материалами. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Показывает уровень воображения и фантазии. Использует в работе разные способы ручного труда самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционных техник и применять их; самостоятельно передавать композицию, используя нетрадиционную технику; выражать свое отношение к окружающему миру через творчество; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности Критерии оценивания: 3 балла – самостоятельно выполняет задание. 2 балла – выполняет задание с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет задание с помощью педагога. Уровни развития: 1 – 5 низкий уровень. 6 – 10 средний уровень. 10 - 15 высокий уровень. Формы подведения итогов реализации ДОП кружка «Страна Фантазия». Для проверки результативности обучения применяются такие формы как: проведение выставок, акций, собраний, проведение открытых занятий для родителей. Все мероприятия культурно-досуговой деятельности: выставки, собрания, акции - проводятся согласно программе не в ущерб другим видам детской деятельности.
III. Организационный раздел 1.Материально-техническое обеспечение ДОП Условия реализации ДОП Методический материал: - тематический план; - альбомы с образцами; - диагностический материал.
Материально- техническая база: - электронные носители; - глина; - соленое тесто; - доска; -подставка; - стека; - салфетки влажные; - розетки; - краски; - кисти и т.д. Дидактическое обеспечение: - наглядные пособия; - схемы; - фотоматериалы; - работы детей и педагога. 2. Кадровые условия ДОП ДОП кружка «Страна Фантазия» осуществляет воспитатель Габдулхакова Р.Р. имеющая высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж-14 лет.
3. Финансовые условия ДОП Данная дополнительная образовательная услуга по реализации ДОП кружка «Творческая мастерская» оказывается платно. Стоимость академического часа определяется Наблюдательным Советом МАДОУ детский сад №5 г. Туймазы МТ ТР РБ. Педагогом кружка ведется «Журнал учета работы педагога дополнительного образования» и составляется табель учета посещаемости детьми кружка 4. Список использованной литературы 1. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998 2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 3. Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996 4. Куцакова Л.В. «Художественное творчество и конструирование»- М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016.- 149с. 5.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «Цветной мир», 2011.- 144с.,илл. 6.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М: Академа,2002 7. Григорьева Г.Г. « Изобразительная деятельность дошкольника». М., 1999. 8. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986. 9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984. 10. Е.С.Юрьева «Керамика в детском саду». Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005. 26 января 2024 в 09:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.